Главная » Файлы » Мои файлы |
04.06.2016, 17:54 | ||||||||||||||||||
Технология формирования коммуникативных компетенций. Метод постерной презентации
«Трудных наук нет, есть только трудные изложения». А. Герцен Новой задачей образования становится не освоение обучающимися конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих основу умения учиться. Содержание, способы общения, коммуникации обуславливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Вследствие этого особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, в первую очередь мы обращаемся к органам чувств своего ученика, являющимися его «окнами в мир». Слушает ли обучающийся нашу лекцию, смотрит на доску или проводит опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д. Для того чтобы сделать обучение наиболее эффективным, необходимо учесть некоторые психологические особенности восприятия информации человеком. Ощущения от внешнего мира поступают к человеку по-разному. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, кто-то предпочитает зрительные образы, а кто-то любит всё узнавать самостоятельно: через прикосновения, переживая впечатления физически, пропуская их через собственное тело. В ходе психологических экспериментов было доказано, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые: 90% процентов всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение. Данные, воспринятые с помощью глаз, более осмысленны и лучше сохраняются в памяти. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зато усваивается и запоминается лучше информация, которая была получена при непосредственном участии человека в процессе (опыт, эксперимент, практика и проч.). Если человек – визуал, то любая информация усваивается и воспринимается им лучше, будучи представленной в графических образах, рисунках и символах. За рубежом уже достаточно давно в образовании взрослых используется постерная технология. В последние годы эта технология получила распространение в отечественной педагогике. Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д. Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Результатом работы становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе постерной технологии все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы. Одним из групповых методов обучения, реализующих современные подходы к организации педагогического общения,является «постерная презентация». Метод постерной презентации (один из способов визуализации, используемый в постерной технологии) позволяет повысить запоминание информации на 10%, улучшить понимание текста на 30%, увеличить вовлеченность учеников в процесс образования на 10%, сократить время, затрачиваемое на обучение, на 50%. Использование данного метода способствует развитию коммуникативных УУД обучающихся на уроках. Потребность рассматривать образование как групповой процесс вызвана необходимостью развития у обучающихся коммуникативной компетенции и способности работать в команде (распределение ролей, ответственности, сотворчество, соотнесенность групповых и индивидуальных целей и достижений). Постерная презентация позволяет сделать процесс обучения и усвоения информации не только более интенсивным, но и помогает обучающимся получить навыки работы в группе. Принципы и правила работы в творческой группе 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников. 2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. 3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника группы создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил (реализуется в праве участников творческой группы (далее «творцов») самостоятельно определять объем своей работы; не участвовать в работе на стадии «предъявления продукта», в праве действовать по своему усмотрению). 5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. 6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в творческой группе атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура. 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает группа, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы. 8. Решительное ограничение участия, практической деятельности руководителя, руководителя как авторитета на всех этапах создания постера. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Учитель не ставит вопросы и не отвечает на них. Метод постерной презентации направлен на развитие коммуникативных УУД обучающихся в образовательном процессе и предполагает: 1) создание постеров (на основе иллюстраций и текстовой информации); 2) групповое представление постеров; 3) обсуждение постеров. Постер – [от англ. poster – постер] означает плакат, картина, фрагмент. Коллаж – [от фр. collage – наклеивание] означает технический приём в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, или произведение, выполненное таким способом. Отсюда, постерная презентация – представление чего-либо (информации, проекта и т. п.) в виде постера, выполненного с помощью техники коллажа.
Этапы работы при создании постера Алексеенко И.В. предлагает следующие этапы работы при создании постера: 1 этап: создание творческих коллективов (парная или групповая работа, сотрудничество между участниками, взаимоконтроль) 2 этап: мозговой штурм (обсуждение разных вариантов решения задания, отбор наиболее удачных решений, постановка целей) 3 этап: изготовление постера (определение концепции, выбор структуры, выбор средств для лучшего донесения информации) 4 этап: презентация постеров (донесение важной информации до слушателей, аргументированное изложение своей точки зрения) 5 этап: рефлексия (определение степени достижения группой поставленных целей, контакт с аудиторией, взаимодействие со слушателями) При создании постера можно использовать картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунги. Кроме того, потребуется инструкция по организации визуальных представлений о проблеме в виде коллажей из вырезанных рисунков и о способах расположения материала на листе. Инструкцию по созданию коллажа можно представить в виде «методики шести вопросов»: в центре постера размещают коллаж, представляющий обсуждаемую тему; в верхнем левом углу «Что?» – коллаж, обозначающий выбранную проблему в данной теме; посередине слева «Кто?» – коллаж «исполнители проекта»; в нижнем левом углу «Как?» – коллаж «средства решения проблемы»; в нижнем правом углу «Где?» – коллаж «место (или места) решения проблемы»; посредине справа «Когда?» – коллаж «ресурс времени»; в верхнем правом углу «Зачем?» – коллаж «обоснование, цель проекта».
Содержание постера может изменяться в зависимости от предмета, изучаемой темы или цели и задачи педагога.
Педагог, как инженер диалога в постерном обучении, осуществляет организацию малых групп; знакомство с правилами работы в малых группах и инструктаж по подготовке постеров (правила расположения материала и оформления постеров должны быть одинаковыми для всех); контроль над временем выполнения заданий; помощь группам в работе (в определении с темой и приоритетной проблемой, в размещении материала, создании психологически комфортной среды для творчества и решения поставленных задач и др.); организацию обратной связи о переживаемом при совместном творчестве в малых группах (эмоциональный опыт групповой работы зависит от отношения участников друг к другу, от готовности подчинять свои цели общей цели группы); инструктаж по проведению постерной презентации; организацию обратной связи на каждый из постеров (с учетом и обсуждением особенностей восприятия); организацию групповых докладов по постерам с использованием домашнего задания; организацию обратной связи о результативности занятия в целом. Работа в группе Творческий процесс в группе является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками группы материала: слов, текстов, красок, образов, символов, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа постера. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. Творческая работа с постером предполагает возникновение нового видения проблемы или «разрыва». Разрыв – психологическое состояние участника творческой группы, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. «Разрыв» — необходимый и важнейший элемент технологии, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется учителем. Технологии создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого «творцам» для осмысления. Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...» В ходе работы над постером происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.
Типы постеров В соответствии с поставленными учебными задачами и особенностями работы с информацией доктор педагогических наук Никитина Н.Н. выделяет ассоциативный и аналитический типы постеров. Постер ассоциативный. Ассоциации — это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию». Ассоциации в данной методике используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Такую работу сообразно использовать на начальном этапе изучения значимой темы учебного курса. Она не требует от ребят специальной подготовки. В ходе работы ребята могут высказывать любые, даже самые абсурдные и парадоксальные идеи, мысли, гипотезы, трактовки и фиксировать их на «полотне». Создание постера-ассоциации позволит ребятам оценить багаж уже имеющихся знаний и сравнить его с тем, что они будут знать и уметь по итогам изучения темы. Постер – аналитический Аналитика (др.-греч. άναλυτικά — буквально: «искусство анализа» ) — часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая учение об анализе — операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Создание аналитического постера требует специальной подготовки. Ребята «разбиваются» на творческие группы, выбирают тему, распределяют направления поиска объектов анализа (процессов, явлений, событий). Учитель предлагает возможные темы, является консультантом. Таким образом, постерная презентация имеет два направления работы: первое – от постера к тексту, т.е. по своему личному постеру, своим ассоциациям обучающиеся создают свое речевое произведение, второй этап – обратный – от текста к постеру, когда ученики пропускают через свою индивидуальность определенный текст и визуализируют его, создавая таким образом постер. Одной из основных особенностей метода постерной презентации является реализация идеи диалога: происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками группы. При этом важно учитывать формы организации учебного сотрудничества обучающихся - чередование индивидуальной, групповой деятельности, работы в парах. Результатом работы становится не только постер как творческий продукт, но и сам процесс решения проблемных ситуаций в рамках построения продуктивного учебного сотрудничества (т.е. развитие коммуникативных УУД). Практика показывает, что в группе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только интеллектуального и нравственного развития обучающихся, но и результата их сотрудничества и взаимодействия. К дополнительным эффектам, которые дает постерная презентация обучающимся, относятся: получение навыков наглядного представления изученного материала и структурирования информации, решения проблем ограниченными средствами; формирование коллективности и ассоциативности мышления; стирание стереотипов решения задач; развитие коммуникативности и сотрудничества; осваивание партнерских отношений и взаимопомощи и т.д. Применение постерного обучения позволяет активизировать учебную деятельность обучающегося, улучшить качество его обучения, а также повысить удовлетворенность педагога своей работой. Список литературы: 1. Алексеенко И.В. Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций // Многоуровневая система высшего профессионального образования: теоретические и практические аспекты реализации :материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д.П. Маевского. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. — С. 303—306. 2. Богачинская Ю.С. Опыт использования постерной презентации в процессе формирования тьюторских компетенций/ Ю.С. Богачинская// Школьные технологии. – 2014. - №1 – 142-146. 3. «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания». Мастер-класс учителя истории и обществознания Петрушиной И.В. petrushina.ivsoft.ru›docs/posternaya- | ||||||||||||||||||
Просмотров: 3831 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |