Главная » Файлы » Литература » Материалы к урокам |
14.03.2016, 00:21 | |
План анализа стихотворения 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения ( когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение ). Цитаты из текста, подтверждающие выводы. 4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. (Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста). 1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов. 2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения. 3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи ( т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словарями. Таким образом и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на: А) Ритм стиха, стихотворный размер: Ямб U┴ Хорей ┴U Анапест UU┴ Амфибрахий U┴U Дактиль ┴UU Дольник Верлибр / свободный или белый стих/ Акцентный стих. ┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/. В) Рифмы Снежная/парная/ААВВ Перекрёстная АВАВ Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов. Г) Анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивания, на нём делается смысловой акцент: Знали бы вы, Ближний и дальний, Как головы Собственной жаль мне- Бога в орде! Степь, каземат- Рай – это где Не говорят! Е) Звуковые повторы (связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»). И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 4) Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод). 5) Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическою - архаизмы, устаревшие слова неологизмы, слова, созданные автором ( «громкокипящий кубок») 6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора: - сам автор - рассказ от лица персонажа - автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/ | |
Просмотров: 784 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |